Министерство образования США

Чтобы у вас не сложилось превратное впечатление  о рабочей (совершенно рабочей) поездке в Штаты, мне необходимо публиковать не только фото Белого дома и Смитсоновского музея. Поэтому, я сегодня напишу об одной из первых встреч, которые состоялись в рамках нашего визита. И это была встреча с Министерством Образования США.




Нашу делегацию встречала госпожа Самбия Шейверз-Баркли, специалист по международному сотрудничеству. Очень улыбчивая и обаятельная афро-американка.

Полный ход встречи я, разумеется, не стенографировал, поэтому поделюсь наиболее запоминающимися фактами.

Основная задача Министерства Образования (Department of Education) предоставить всем равный доступ к среднему образованию. В фокусе находятся уязвимые группы: бедные, этнические меньшинства, люди с ограниченными возможностями.

Министерство действует на федеральном уровне распределяя средства разными способами, направляя их туда, где они необходимы, на основе исследований. Власти штатов и местные власти имеют даже большее влияние на процесс образования.

Только треть молодых американцев, заканчивающих среднее образование идут получать высшее (четырехгодичное) образование. Основная причина -- стоимость. Несмотря на программы грантов и прочего финансирования, стоимость такого образования составляет от $100 000 до $200 000 долларов и выше. Как правило это долг, который молодые люди  (и их родители) должны выплачивать после обучения, что совсем не просто при зарплате (годовой) молодого специалиста от $30 000 до $40 000.

Министерство прямо не контролирует качество образования в ВУЗах, поскольку высшее образование не является обязательным. Некий контроль идет на уровне аккредитации. ВУЗы проходят ДОБРОВОЛЬНУЮ аккредитацию двух видов institutional или programmatic (для профессий, требующих дальнейшего лицензирования). НГО, занимающиеся аккредитацией, как правило, это профессиональные ассоциации участников рынка или их подразделения. Но и здесь Минобр не воздействует на них напрямую, а является организатором и координатором процесса верификации аккредитующих организаций. Но нам потом расскажут об этом отдельно.

У частных и государственных вузов разная структура финансирования:
Частные получают следующие доходы:
1% - от Штата
1% - от локальных властей
16% - от федеральных (гранты на обучение)
39% - плата за обучение
24% - инвестиции
19% - благотворительность (во многом от бывших студентов)

Государственные:
18% - плата за обучение
11% - от федеральных властей
36% - от властей штата
9% - от местных властей
5% - подарки и благотворительность
22% - доход от спортивных мероприятий

Последнее и объясняет, почему студенты спортсмены могут получать гранты и стипендии. Это серьезный бизнес для ВУЗов. Вообще, при приеме студентов в колледж или университет оценивают не только академические достижения, принимается во внимание вовлеченность в общественные дела (волонтерство и прочее), знание более, чем одного языка, игра на музыкальных инструментах и спортивные достижения. Цель такого подхода -- сделать годы, проведенные студентом в кампусе. лучшими годами его жизни, насыщенными событиями, чтобы он затем возвращался и поддерживал свой ВУЗ. И, как видно из распределения доходов, это работает.

В последнее время наблюдается рост community colleges -- это что-то близкое нашим техникумам. Обучение в них идет два года. Во многих из них, можно потом перейти на старшие курсы местных университетов. Ранее. обучение в таких колледжах было уделом неудачников, теперь же это просто экономический расчет. Плата в них на порядки дешевле, чем в классических колледжах. От нескольких сотен за семестр, до нескольких тысяч за весь курс обучения. Это обусловлено заинтересованностью местных властей и властей штата -- ведь, если не будет квалифицированных работников, то бизнес будет их аутсорсить. 

Вообще, несмотря на  кажущуюся децентрализацию,  вся система образования пытается быть максимально полезной для общества. Но. как они и сами признают, это не всегда получается.

И, совсем забыл, бюджет этого года на образование самый большой за всю историю -- 1 триллион долларов. Но и цены на образование самые высокие.

Продолжение следует....

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Краудэкономика. Что это за зверь?

Мы готовим конференцию

Как сократить скидки. 5 советов.