Краудэкономика. Что это за зверь?



Как-то так получается, что самые просматриваемые посты в этом блоге посвящены конференциям. Даже не могу и сказать почему. Просто так получается и все тут.

Тема очередной конференции, которую мы готовим "краудэкономика". И тут мы встречаем первые сложности. Когда, я впервые рассказал о теме конференции на презентации ответом мне стала тишина. Такая вот специфичная тишина, когда опытный выступающий понимает, что его не поняли, но из страха вежливости, ничего не уточняют. ОК. Списали на неподготовленную аудиторию. Бывает.


Попытка рассказать о конференции более подготовленной аудитории -- коллегам, вызвала сначала тишину (уже знакомую), а потом уточняющие вопросы. Уже лучше. Ну так мы и сотрудники лучшей в республике Бизнес-школы.

Запросы в Google тоже дают немного, ссылки на нашу конференцию (спасибо за контекстную рекламу и продвижение), какие-то непонятные документы. Да что там, даже ссылки на Википедию пока нет. И статьи такой в Википедии тоже нет.



Я напишу об этом замечательном явлении так, как его понимаю я. Понимаю уже сейчас, довольно плотно погрузившись в тему в рамках подготовки к конференции. Простыми словами. Если буду неправ -- исправляйте в комментариях, давайте ссылки на источники и так далее.

Вообще, краудэкономика явление не новое. "С миру по нитке, бедному кафтан" -- типичный пример краудфандинга. Если поискать на тематических ресурсах, то можно найти еще массу примеров:  "Одним из первых примеров Краудсорсинга было составление Оксфордского Английского Словаря (Oxford English Dictionary). Тогда издание обратилось к общественности с просьбой прислать варианты терминов с их потенциальными вариантами использования. В результате за период в 70 лет было получено более 6 млн. писем." (отсюда).

Однако, применение современных IT технологий дало просто-таки пинок под зад этому процессу: "Развитие краудфандинговых площадок бьет все рекорды: самый успешный и известный проект Kickstarter привлек $1 млрд на проекты за первые 5 лет своего существования и $800 млн. – за шестой год. В целом же объем рынка краудфандинга в мире превысил $16 млрд. в 2014 году, а в 2015-м вырастет, по сравнению с этой цифрой, более чем вдвое – до $34 млрд" (отсюда).

На сегодняшний день, пожалуй можно говорит о нескольких составляющих краудэкономики: 

Краудфандинг и краудинвестинг -- я так и не смог найти однозначной разницы между этими понятиями. С моей точки зрения, первый -- это когда множество людей финансируют какой-либо проект, не надеясь на отдачу. Это может быть социально значимый проект или просто забавный -- на Kickstarter нашумел проект, собравший более $55 000 на приготовление картофельного салата. Кстати, социальные краудфандинговые платформы maesens.by  и talaka.by запустились в Беларуси раньше, чем их аналоги в России. Люди вкладывают в деньги в то, что считают нужным и важным, для себя, для общества.

Краудинвестинг, соответственно, вложение в проекты с надеждой на возврат инвестиций. Здесь мы встречаем уже такие интересные феномены как займы от человека к человеку. Т.е. деньги на недвижимость, кредит на развитие бизнеса, дает не банк, а человек или группа людей. Это же переворачивает привычные представления. По словам Alon Hillel-Tuch сооснователя краудфандинговой площадки №3 в мире rockethub.com -- займы, которые они планируют выдавать через краудинвестинг будут в пять-шесть раз дешевле банковских аналогов. Но и работать они будут лишь с небольшими суммами -- где-то до $10 000. Сюда же можно добавить проекты, которые отдают долю в бизнесе (маленькую) в обмен на финансирование.

Куда отнести проекты которые собирают на запуск новых продуктов, например таких как Pebble (умные часы) и профинансировавший может сделать предзаказ, купить дешевле? Не знаю. 

Краудсорсинг -- портал crowdsoursing.ru дает такое определение:  "Краудсорсинг - это мобилизация ресурсов людей посредством информационных технологий с целью решения задач, стоящих перед бизнесом, государством и обществом в целом". Говоря простым языком, вы решаете задачу не сами,  нанимая конкретного человека сразу, а обращаясь к некому сообществу путем специальных информационных платформ. Вы можете дать заказ на изготовление логотипа конкретной компании, а можете бросить запрос на краудсорсинговую биржу и оплатить только тот вариант, который вам понравиться из предложенных. Гораздо больше и структурированнее об этом явлении в найдете в этой статье.

Наверное, есть еще какие-то элементы краудэкономики (допустим я читал про "краудлендинг", но не совсем понял что это). Можно твердо сказать одно, мир начинает меняться. Пусть законодательство не поспевает за изменениями, но это ничего. Подтянутся, никуда не денутся. Главное, нам не проспать эти изменения.

О трендах и глобальных сдвигах в социальном плане, следующими за ростками краудэкномики, мы поговорим на "Первой международной конференции по краудэкономике" -- это будет интересно. К нам приедут специалисты по будущему из Дании, Германии, России. Будет интересно, приходите. 





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Мы готовим конференцию

Как сократить скидки. 5 советов.