АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА


В апреле в Беларуси появился «Улей» – этакий белорусский Kickstarter, краудфандинговая платформа, при помощи которой желающие могут попытаться собрать деньги на реализацию своей мечты. Что такое краудэкономика, готовы ли белорусы к краудфандингу и чем этот самый краудфандинг отличается от благотворительности? Об этом и многом другом проект «Слово Делу» поговорил с Эдуардом Бабарико, директором по развитию «Улья».
Сайт проекта: http://ulej.by/


ТАКТИКА И МЕХАНИКА

– Кто стоял у истоков проекта?
– Костяк управляющей команды составили три человека (хотя в сам проект были вовлечены пару десятков человек): один человек из мира финансов, один человек из ИТ, один – из мира рекламы и медиа. Ирина Сидорова, наш директор, имеет многолетний опыт банковской деятельности, Виктор Радьков пришел из СМИ и рекламы, а я – из ИТ.
– Откуда появилось название?
– Из долгих размышлений. Его можно расшифровать по-разному: тут много интересных пересечений. Во-первых, улей – это отличная природная модель краудсорсинга – процесса, в конечный результат которого вовлечены очень и очень многие. Во-вторых, именно в «Улье» творили художники – выходцы из Беларуси в Париже: Шагал, Сутин, Цадкин. Это стало отличной зацепкой.


– Насколько сложно запустить краудфандинговую площадку в Беларуси? Готово ли наше законодательство к этому?
– Наверное, основная сложность при запуске площадки заключалась как раз таки в негибкости нашего законодательства. Но благодаря профессиональной поддержке юристов мы нашли варианты работы, при которых краудфандинг может жить и развиваться в Беларуси. Первые наши попытки пообщаться с властями и рассказать, что такое краудфандинг, заканчивались взглядом непонимания. Но впоследствии получилось найти общий язык в том числе и с налоговыми инспекторами.


– А как реализован сам процесс платежей?
– Нам очень повезло, что основным партнером «Улья» выступил Белгазпромбанк. У банка есть общий взгляд на экономику Беларуси и мировую экономику. И краудфандинг очень даже хорошо вписывается туда. Белгазпромбанку было интересно разработать универсальный платежный инструмент, который бы позволил людям децентрализованно финансировать проекты – это могут быть как краудфандинговые проекты, так и краудинвестинговые. Пока расчет предполагается исключительно картами VISA и MasterСard, но уже к концу сентября платить можно будет картами не только белорусских банков. В дальнейшем будет подключена возможность расчета с помощью ЕРИП и БЕЛКАРТ.

КРАУДЭКОНОМИКА: ЧТО ЗА ЗВЕРЬ ТАКОЙ?

– Вы запустились больше четырех месяцев назад. Удалось ли уже рассказать аудитории о том, что такое краудфандинг?
– На момент старта проекта 99% белорусов не знали о краудфандинге вообще ничего. Но в нашей стартап-среде есть группа людей, которых можно назвать «ранними евангелистами». И именно они стали центром распространения информации о краудфандинге. Конечно, пока мы не покрыли всю аудиторию: на данный момент только 1,5% интернет-пользователей Беларуси посетили сайт «Улья» и где-то 10–15% хотя бы понаслышке знают, что такое «Улей». За 3 месяца это неплохо, но с точки зрения макроэкономики – очень мало.
– Вы стартовали в условиях кризиса? Как такое время влияет на краудфандинг?
– Мировой опыт уже не раз показывал, что кризис – это время, когда отмирает старое и начинается новое. Кто-то становится очень бедным, кто-то – очень богатым. «Улей» появился во время, когда все неопределенно.Мы на себе пока чувствуем только положительное влияние, связанное с огромным потоком авторов и идей на рынке, которые пока не могут получить финансирование.
С другой стороны, есть угроза, что спонсоры не смогут поддержать финансово. Но краудфандинг предполагает микрофинансирование. На данный момент у нас средняя сумма перечислений – 100 тысяч. Даже в условиях кризиса это не слишком много.


– Почему вы верите в краудэкономику?
– Краудэкономика более живучая, чем рыночная экономика или экономика совершенной конкуренции. Это экономика, которая строится по принципу пиринговой сети с отсутствием посредников. Экономики, которые существуют сейчас в мире, негибкие: между людьми, у которых есть ресурс, и людьми, которым этот ресурс нужен, есть огромное количество звеньев-посредников. Краудэкономика исключает всех посредников, связывая двух игроков напрямую. Поэтому краудэкономика в мировой практике будет смещать ту модель экономики, ту модель производства, которые есть сейчас. Но нужно понимать, что сегодня краудэкономика – это стартап, но стартап большой,мировой. Который постепенно победит, потому что он более эффективен и более живуч.
– Образцом для подражания при запуске проекта для вас был Kickstarter. После четырех месяцев работы ваша бизнес-модель все еще похожа на образец?
– Внешне – абсолютно идентична. Различаются тольковнутренние бизнес-процессы.
Например, классическая модель краудфандинга не предполагает тесной работы с авторами. И, запуская краудфандинговую площадку,мы не рассчитывали, что придется тратить много сил, энергии и времени на то,чтобы обучить каждого автора. Но потом поняли, что без этого не обойдешься.Вскрылись некоторые неявные проблемы. Например, финансовая грамотность белорусов. Оказалось, что для подавляющего большинства расчет пластиковыми карточками в интернете является чем-то запредельным и невероятным. И мы переработали цепочку взаимодействия со спонсором, рассказывая на каждом шаге спонсору, куда он попал, как платить карточкой и почему это безопасно. И это далеко не все изменения, которые пришлось ввести в бизнес-модель.
– Чего удалось добиться за время работы?
– Наблюдается определенное «взросление» аудитории –каждый новый проект собирает средства чуть полегче, чем предыдущий. Уровень доверия к краудфандингу постепенно растет. Люди с большей охотой перечисляют средства, потому что слышали об этом от друзей или знакомых.

МЕЖДУ СТАРТАПОМ И БИЗНЕСОМ
 «Улей» – это стартап или уже бизнес?
– Пока еще стартап. Стартапы работают по другому принципу.Бизнес – это развитие существующей бизнес-модели, стартап – это поиск наиболее эффективной бизнес-модели: прибыльной, воспроизводимой и масштабируемой. «Улей», как и любой другой стартап, совершает огромное количество ошибок. И нам необходимо сохранять гибкость. Как только стартап разрастается в большую компанию,меняться становится довольно трудно. И все незакрытые проблемы будут всплывать в дальнейшем. А нам, в угоду будущему стратегическому развитию, пока важно оставаться маленькими и следить за рынком.
– В каком направлении планируете изменяться?
– У нас есть два направления развития: развитие на внутреннем рынке и выход на внешние рынки. На внутреннем мы приложим все усилия, чтобы краудфандинг стал своеобразным катализатором творческого развитияи ярким образом альтернативного источника финансирования. Чтобы люди из разных сфер искусства, технологий, науки, фотографии и так далее четко понимали, что если они хотят реализовать проект, то могут воспользоваться этим инструментом.И для достижения подобной цели, для формирования ниши, будет необходимо распространять информацию о краудфандинге. Привлекать больше авторов, вести образовательную работу, публиковать результаты, которые будут вдохновлять и служить примером.Для внутреннего рынка мы хотели бы как минимум добиться уровня 60 публикуемых проектов в месяц. Исходя из нашего опыта, это может удовлетворить тот спрос со стороны авторов, который есть.


– А что по поводу внешних рынков?
– Наши стратегические планы связаны в первую очередь с экспортом идей на международный рынок. Белорусские творческие деятели могут привносить что-то светлое и хорошее не только в Беларусь, но и в мир. Мы таким образом через «Улей» попытаемся вывести талантливых белорусов на международный уровень.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
– Как бы вы сформулировали главное отличие краудфандинга от благотворительности?
– Отличие в том, что все стороны получают осязаемую дополнительную ценность – не эмоции. Классический краудфандинг вообще исключает социальные благотворительные проекты. Потому что социальные проекты не могут предоставить спонсорам осязаемую отдачу. Для спонсоров отличие краудфандинга от благотворительности в том, что они получают в будущем нечто эквивалентное инвестициям.
– Что важнее всего понять, если есть желание стать автором проекта в «Улье»?
– Есть три составляющие успеха. Первая – это продукт.Никто не поверит и не профинансирует идею-пустышку. Все, что можно сделать, не затрагивая финансовую часть: найти команду, разработать прототип, написать книгу или музыку, – необходимо сделать еще до запуска. Вторая – подготовка проекта.Этому этапу авторы стараются уделять как можно меньше времени. Мы же говорим,что этот этап решает все. Белорусы умеют творить, но не умеют продавать. Мы рассказываем, как это важно. Третий момент – ведение кампании. Подготовив описание, спланировав продвижение, необходимо все это дело реализовать.
– А вы сами перечисляли средства на проекты «Улья»?
– Наверное, все участники команды «Улья» поддерживали тот или иной проект. У каждого из нас есть свой любимец. Я поддержал несколько проектов, и в каждом случае мотивы были разные. Например, я стал спонсором проекта по изданию альманаха, номер которого хотел получить. Об искусственном финансировании проектов командой «Улья» речи не идет.


– Каких проектов вы хотели бы больше видеть?
– Вопрос не очень корректный, потому что рынок как таковой невозможно регулировать. Мы занимаем позицию серферов, которые лежат на водной глади и пытаются «словить волну». Если говорить о субъективных желаниях,безусловно, хочется видеть в «Улье» большие и осознанные проекты из области аппаратного и программного обеспечения, а также проекты, связанные с кинематографом.
– Как скоро вы планируете достигнуть уровня «старших братьев» – Kickstarter,IndieGoGo?
– Я думаю, у нас будет такое же движение, как и у всех краудфандинговых площадок: постепенное обновление рекордов. Вот сейчас рекорд –43 миллиона. Мы думаем, уже сегодня хороший проект может собрать и 90 миллионов– суммы удваиваются. Когда мы перешагнем через бюджет проекта, эквивалентный 10 тысячам долларов, это откроет двери для многих проектов. Если сумму,эквивалентную 1000 долларов, можно получить и без краудфандинга, то от 10 тысяч– это уже другая история.
Думаю, этого показателя мы достигнем к концу года, выйдя на новый этап развития.

Материал взят с Facebook страницы интерактивного проекта "Слово делу"
https://www.facebook.com/slovodelu.by 

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Краудэкономика. Что это за зверь?

Мы готовим конференцию

Как сократить скидки. 5 советов.